Публикации

Согласно данным статистики Института психолого-педагогических проблем детства, 70–80% младенцев в России рождаются с различными отклонениями здоровья. По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Поэтому оказание ранней помощи семьям, в которых появились дети с проблемами здоровья или развития, не оставляет сомнений в своей актуальности.

Рождение ребёнка с теми или иными отклонениями изменяет жизненные перспективы не только его самого, но и всей семьи в целом. Во-первых, больной ребёнок требует повышенного внимания, во-вторых, сами родители находятся в состоянии стресса и нуждаются в психотерапевтической помощи, у многих из них отсутствуют необходимые знания в области медицины, педагогики, психологии и т.д. Именно в этот момент важно оказать такой семье помощь в лице профессионалов, специалистов. Здесь ключевым словом является своевременность. Раннее вмешательство (ранняя помощь) является одним из способов профилактики детской инвалидности.



Ранняя помощь — комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

Цель ранней помощи— оказание ранней (с момента рождения) комплексной помощи семьям с детьми, которые имеют проблемы со здоровьем или развитием и их сопровождение до момента включения ребёнка в социальную среду (до 3 лет), нормализация жизни, т.е. обеспечение максимально нормальных условий жизни для ребенка с нарушениями в здоровье или риском нарушений.
Поводом для обращения родителей в отделение ранней помощи может быть беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания ребенка. Если малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии, отказывается от общения с другими детьми, проявляет агрессию или пассивен и молчалив, постоянно плачет, у него нарушен сон и аппетит, если родителей что-то тревожит или они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, необходимо обратиться к специалистам.

Причиной обращения в центр могут быть и более серьезные нарушения у детей. Проблемы в психофизическом здоровье у ребенка возникают по самым разным причинам — от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях.
Целевые группы ранней помощи обозначены в «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»:
дети от 0 до 3 лет и их семьи
• С трудностями или задержками в двигательном, когнитивном, коммуникативном, социальном и эмоциональном развитии
• Имеющие диагностированное состояние, которое с высокой вероятностью приводит в задержке в развитии (нарушения здоровья)
• Проживающие в условиях социального риска
При обращении в службу ранней помощи, семье назначается первичный прием, который проводит междисциплинарная команда специалистов. На первичном приеме проходит сбор и анализ медицинской документации, оценка развития ребенка, выявления ограничений жизнедеятельности ребенка, определение ресурсных возможностей, мотивационных факторов.
Задача первичного приема — определить примерные направления программы помощи семье, цели методы углубленной оценки ведущих специалистов для работы. По результатам первичного приема проводится междисциплинарный консилиум, определяется необходимость предоставления услуг ранней помощи, определяется типовой маршрут, составляется индивидуальная программа ранней помощи.

Обычно родители, узнавшие о том, что их ребенок не такой как все находятся в состоянии стресса и своими силами бывает очень сложно принять существующую реальность. В такой ситуации просто необходима помощь, поддержка и понимание других людей.
Психологическая поддержка родителей специалистами службы является в такой момент одним из важнейших условий эффективного процесса развития и социализации ребенка.
Педагог-психолог иногда становится единственным человеком, с которым родители могут поговорить на эту тему и получить не только поддержку, но и услышать грамотный профессиональный ответ на свои вопросы. Для того, чтобы родители стали активными помощниками своим детям, эту помощь сначала необходимо оказать им самим.
Таким образом, благодаря работе службы, семьи имеют возможность получать всестороннюю помощь и поддержку в сложные моменты их жизни. Ведь от того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависят положительные изменения в состоянии ребенка с ограниченными возможностями, и улучшается жизнь его семьи.