Статьи

О ранней помощиНейросенсорная комната Режим дня ребенка с 1 года до 1.5 лет Чему мы должны учиться у наших детей

Ранняя помощь

Согласно данным статистики Института психолого-педагогических проблем детства, 70–80% младенцев в России рождаются с различными отклонениями здоровья. По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Поэтому оказание ранней  помощи семьям, в которых появились дети с проблемами здоровья или развития, не оставляет сомнений в своей актуальности.

Рождение ребёнка с теми или иными отклонениями изменяет жизненные перспективы не только его самого, но и всей семьи в целом. Во-первых, больной ребёнок требует повышенного внимания, во-вторых, сами родители находятся в состоянии стресса и нуждаются в психотерапевтической помощи, у многих из них отсутствуют необходимые знания в области медицины, педагогики, психологии и т.д. Именно в этот момент важно оказать такой семье помощь в лице профессионалов, специалистов. Здесь ключевым словом является своевременность. Раннее вмешательство (ранняя помощь) является одним из способов профилактики детской инвалидности.

Ранняя помощь — комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

Цель ранней помощи— оказание ранней (с момента рождения) комплексной помощи семьям с детьми, которые имеют проблемы со здоровьем или развитием и их сопровождение до момента включения ребёнка в социальную среду (до 3 лет), нормализация жизни, т.е. обеспечение максимально нормальных условий жизни для ребенка  с нарушениями в здоровье или риском нарушений.

Поводом для обращения родителей в отделение ранней помощи может быть беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания ребенка. Если малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии, отказывается от общения с другими детьми, проявляет агрессию или пассивен и молчалив, постоянно плачет, у него нарушен сон и аппетит, если родителей что-то тревожит или они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, необходимо обратиться к специалистам.

Причиной обращения в центр могут быть и более серьезные нарушения у детей. Проблемы в психофизическом здоровье у ребенка возникают по самым разным причинам — от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях.

Целевые группы ранней помощи обозначены в «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»:

дети от 0 до 3 лет и их семьи

• С трудностями или задержками в двигательном, когнитивном, коммуникативном, социальном и эмоциональном развитии

• Имеющие диагностированное состояние, которое с высокой вероятностью приводит в задержке в развитии (нарушения здоровья)

• Проживающие в условиях социального риска

При обращении в службу ранней помощи, семье назначается первичный прием, который проводит междисциплинарная команда специалистов. На первичном приеме проходит сбор и анализ медицинской документации, оценка развития ребенка, выявления ограничений жизнедеятельности ребенка, определение ресурсных возможностей, мотивационных факторов.

Задача первичного приема — определить примерные направления программы помощи семье, цели методы углубленной оценки ведущих специалистов для работы. По результатам первичного приема проводится междисциплинарный консилиум, определяется необходимость предоставления услуг ранней помощи, определяется типовой маршрут, составляется индивидуальная программа ранней помощи.

Обычно родители, узнавшие о том, что их ребенок не такой как все находятся в состоянии стресса и своими силами бывает очень сложно принять существующую реальность. В такой ситуации просто необходима помощь, поддержка и понимание других людей.

Психологическая поддержка родителей специалистами службы является в такой момент одним из важнейших условий эффективного процесса развития и социализации ребенка.

Педагог-психолог иногда становится единственным человеком, с которым родители могут поговорить на эту тему и получить не только поддержку, но и услышать грамотный профессиональный ответ на свои вопросы. Для того, чтобы родители стали активными помощниками своим детям, эту помощь сначала необходимо оказать им самим.

Таким образом, благодаря работе службы, семьи имеют возможность получать всестороннюю помощь и поддержку в сложные моменты их жизни. Ведь от того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы,  зависят положительные изменения в состоянии ребенка с ограниченными возможностями,  и улучшается  жизнь его семьи.

Нейросенсорная комната

Нейросенсорная комната – это специально оборудованное помещение, предназначенное для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, где активизируются различные функции центральной нервной системы, развивается память, мышление , речь, фантазии. Достигается состояние релаксации и душевного равновесия, положительный эмоциональный фон.

Как бы мы не были увлечены своими делами, мы всегда должны уделять время психологической разгрузке и отдыху. В современном мире это относится не только к взрослым, но и к детям. Они так же, как и взрослые, нуждаются в приятном времяпровождении, в течение которого они смогут развить свои способности и умения. Для таких целей придумана и оборудована особая комната – сенсорная, которая предназначена для воздействия на все органы чувств и достижения с помощью него различных целей: расслабления, активации, развития органов восприятия и пр.В данной комнате установлены специальные устройства, которые помогают активизировать центральную нервную.

Основные действующие элементы комнаты:

-приятная цветовая гамма интерьера;

-удобные, наполненные специальным сыпучим  материалом, подушки, которые дают возможность телу принять наиболее комфортное  и естественное положение;

-визуальное оборудование: проектор, светильники, воздушно-пузырьковые трубки создают приятные визуальные эффекты;

-аудио оборудование, транслирующее расслабляющую музыку и звуки природы;

-водяной матрас с колебаниями волн способен идеально подстраиваться под анатомические особенности человеческого тела, не оказывая при этом ответного  давления. Это содействует расслаблению мышц и снятию нагрузок с суставов; и, благодаря легкому покачиваю, матрас способен расслабить тело малыша  и успокоить нервную систему.

В комплексе данное  оборудование по максимальному воздействует на органы восприятия ребенка. Для общего расслабляющего эффекта, для восстановления сил, для нормализации психофизиологического состояния   в данной комнате будет полезно и детям и родителям.

Режим дня ребенка с 1 до 1,5 лет

Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Правильная организация режима дня — важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняется трижды.

· Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.

· Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.

· В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

· При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

· Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

· Ребенок становится плаксивым, капризным раздражительным

· Частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием

· Отсутствует нормальное развитие нервно-психической деятельности

· Трудность формирования культурно-гигиенических навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

Особенности возрастного периода

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная

активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока неумело.

Сон. Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5 – 2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление. Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалом 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормления малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование. Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4-4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки, водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают руки, затем ножки, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360. Постепенно, один раз в пять дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до 240. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садится на детский стул, учится самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садится на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения у опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5-2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возращению с нее.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 07.30, 12.00, 16.30, 20.00

Бодрствование: 07-10, 12-15.30, 16.30-20.30

Сон: первый 10-12, второй 15.30-16-30, ночной 20.30- 07.00

Прогулка: после обеда и полдника

Купание: 19.0

Режим дня ребенка с 1,5 лет до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон. После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном. Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них 10-11 часов – ночной сон. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление. Кормить ребенка следует 4 раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12-13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование. Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5-5,5 часов. Во время игры ы этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок 1,5-2 часа.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем обтирание, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в пять дней на 10, от 35-370 и доводится до 24-280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, а в последнюю очередь руки. Длительность

процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет.

Кормление: 08.00, 12.00, 15.30, 19.30

Бодрствование: 07.30-12.30, 15.30-20.20

Сон: 12.30-15.30, 20.30-07.30

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание: 18.30

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку и рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон. На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда в это время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление. Четырехразовое кормление с интервалом 3,5-4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование. Каждый период бодрствования занимает 6-6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды можно сократить до 5-5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20-30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2 ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают в себя обливания, но для ослабленных детей может быть использовано обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну на третьем году жизни проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет

Кормление: 08.00, 12.30, 16.30, 19.00

Бодрствование: 07.30-13.30, 15.30-20.30

Сон: 13.30-15.30, 20.30-07.30

Прогулки: 2 раза в день после завтрака и полдника

Обливание: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом)

Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми

Надеемся, что представленные рекомендации, рассчитанные именно на детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, помогут вам гармонизировать взаимоотношения с ребенком, сформировать в семье положительную эмоциональную атмосферу.
*Прежде всего, все взрослые в семье должны договориться между собой и выработать единодушный подход к воспитанию. в противном случае ребенок будет манипулировать окружающими.
*В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. помните, что гиперактивные дети зачастую игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
*Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил, будьте последовательны и постоянны.
*При взаимодействии с детьми с СДВГ часто бывает необходимо контролировать их действия гораздо дольше, чем с другими детьми, т.к. они не могут поэтапно строить свою деятельность и прогнозировать поступки.
*Избегайте непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.д.
*Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.

*Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку.

*Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Эти дети, несмотря на наличие определённых недостатков, не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

*В семье уделяйте ребёнку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей, не допускайте ссор в присутствии ребенка.

*Учитесь владеть собственными эмоциями и чувствами. Часто родители детей с СДВГ очень быстро теряют спокойствие, т.к. приходится тратить много времени на то, чтобы объяснить ребенку на первый взгляд, простые вещи.

*Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, занятий, повседневных обязанностей и сна, старайтесь выполнять это расписание. Награждайте ребенка за соблюдение режима.

*Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких и сложных орнаментов. *Дайте ему постоянные поручения. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

*Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

*Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

*Избегайте по возможности больших скоплений людей ( в магазинах, на рынках и т.п.). Это оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

*Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

*Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

*Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1. *Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание.

*Воспитывайте у ребенка интерес к каком-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Это будет способствовать выработке стратегии успеха. Не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

(Материал из: Минобразования и науки администрации РФ. Институт медико-биологических исследований. Центр компетенции развития ребенка. Депутат И.С., Джос Ю.С., Иорданова Ю.А. «Рекомендации по коррекции гиперактивного ребенка», _Архангельск, 2012г., С.46-47).

Чему мы должны учиться у наших детей

*Природной мудрости
*Открытости
*Чистоте
*Тонкости чувствования
*Умению верить в хорошее
*Умению забывать плохое
*Свободе быть собой
*В свободе выражать себя – радоваться, плакать, смеяться, танцевать
*Умению доверять
*Умению прощать, несмотря на обиды
*Умению любить, несмотря на боль

Разве это не лучший учитель в жизни!
Ребенок помогает родителям возвращаться к Богу, проявить себя самыми высокими версиями.

Крылатые выражения о воспитании
-Ребенок — отражение родителей – ваше зеркало.

  • Дети ориентированы не на то что мы говорим, а на то что мы делаем, они слепок с нас и иногда он не очень привлекателен. Мы образ для подражания.
  • Они делают то, что делаем мы.
  • Любить – значит перестать сравнивать.
  • Главное в воспитании – сформировать личность, а мы — родители – не пристройка и не подсказка для личности ребенка.
  • Ребенок нужен для него самого! Общение с ребенком это не поступки, а просто общение лёгкое, радостное, полное поддержки, любви, веры в ребенка, доверия к нему.
    Осознай, какое важное дело – общение с ребенком. формирование человека, ты в этот миг создаешь его жизнь.

Родительское напутствие ребенку!
Этот мир добр, малыш!
Этот мир для тебя!
Иди в него смело,
Верь себе, в свои силы.
Слушай себя и доверяй своему мнению
Люби людей. Никому не делай больно.
Всё что выпускаешь, вернется к тебе.
Люби себя. Цени себя.
Я верю в тебя. У тебя всё получится.

Азбука Родительской любви